Главная
/
Публицистика и проповеди
/
Проповеди
/
Епископ Петергофский Силуан. Слово первокурсникам

Епископ Петергофский Силуан. Слово первокурсникам

5
Епископ Петергофский Силуан. Слово первокурсникам

В текущем году вся полнота Русской Православной Церкви отмечает 800-летие со дня рождения великого полководца и защитника государства Российского – святого благоверного князя Александра Невского. Трудно представить, как развивалась бы жизнь нашей станы, если бы не твердый и вовремя сделанный цивилизационный выбор великого князя, жизнь и деятельность которого для Санкт-Петербурга имеют особое значение. Далеко не случайно, что император Петр I, 350-летие со дня рождения которого будет отмечаться всей Россией в следующем году, выбрал в качестве небесного покровителя именно князя, который жил и трудился в далеком от него и уже тем более от нас XIII столетии. Осмыслению, казалось бы, столь далеких, но столь важных для нас событий уже было посвящено достаточно большое количество конференций, круглых столов и разного рода научных и учебно-просветительных мероприятий практически во всех епархиях Русской Православной Церкви. Однако ключевые мероприятия, непосредственными участниками которых станете все вы буквально через несколько дней, пройдут в Санкт-Петербурге 12 сентября.

Также в этом году отмечается чрезвычайно важное непосредственно для наших духовных школ событие – 300-летие со дня учреждения Славянской школы при Свято-Троицком Александро-Невском монастыре. Нам сейчас порой сложно представить важность этого события для российского духовного образования. Но в действительности это был серьезный шаг вперед в той сфере, которая длительное время находилась в России в определенной степени в запустении. В 1721 году был принят «Духовный регламент», не только упразднивший на Руси патриаршество, но и предписавший в каждой епархии при архиерейском доме или монастыре открыть духовную школу, т.е семинарию.

В столице, которая должна была подавать пример всем остальным кафедральным городам, было открыто сразу две школы — одна в Александро-Невском монастыре, а другая — по инициативе известного архиепископа Феофана (Прокоповича) — на Карповке. Последняя прекратила существование в ближайшие годы после кончины своего основателя. Славянская же школа при монастыре, основанная архиепископом Новгородским Феодосием (Яновским), не такая изысканная как феофановская, медленно, но верно развивалась.

В 1726 году это уже Славяно-греко-латинская семинария; в 1786 году, благодаря трудам столичного митрополита Гавриила (Петрова) —  Главная семинария. В 1797 году указом Павла Петровича столичная семинария была переименована в Александро-Невскую духовную академию, т. е. стала высшим учебным заведением. Наконец, в начале XIX столетия была проведена крупнейшая за несколько столетий реформа духовного образования. Вместо одного учебного заведения в стенах лавры теперь было образовано и функционировало целых три — духовное училище, семинария и академия. После этой реформы академия была уже не только учебным заведением, но и богословским научно-исследовательским центром, где преподавали крупнейшие ученые и выдающиеся в различных богословских дисциплинах специалисты.

В этом отношении интересно сравнить то, с чего все начиналось и то, что мы с вами наблюдаем уже в XIX и начале XX столетий. В 1720-х годах первым и единственным учителем грамматики в элементарной начальной школе на протяжении нескольких лет был воспитанник Новгородской славяно-греческой школы Иродион Тихонов. Несколько десятков ребят изучали азбуку, письмо, арифметику, грамматику, слушали толкование Десятословия, молитвы Господней и заповедей блаженств. А что мы видим буквально через сто лет?

В XIX веке силами профессоров академии и семинарии активно переводилось на русский язык Св. Писание (1876 г.), творения святых отцов и учителей Церкви – полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста, прп. Феодора Студита, прп. Иоанна Дамаскина и др., литургические тексты, а также труды византийских историков.

Во многих областях отечественной богословской науки к началу XX столетия, благодаря научным исследованиям таких профессоров академии как, например, Василий Васильевич Болотов, Николай Никанорович Глубоковский, удалось не только догнать западноевропейскую – в первую очередь, немецкую науку, но и превзойти западных исследователей. Например, это удалось сделать в области византологии благодаря трудам профессоров Ивана Егоровича Троицкого, Ивана Ивановича Соколова и других.

Многие ректоры, профессора и выпускники академии в разное время за свои заслуги в деле развития отечественной науки избирались действительными членами, почетными членами и членами-корреспондентами Императорской Академии наук. Так, действительными членами Академии наук были святители Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Борисов), митрополит Макарий (Булгаков) (1854), протоиерей Герасим Павский.

Некоторые выпускники академии после окончания духовной школы трудились в светских университетах (например, в Военно-медицинской академии) и на гражданской службе. Одним из самых выдающихся здесь является Михаил Михайлович Сперанский, по сути второй человек в империи после царя Александра I. В 1897-1890 гг. один из студентов академии М. И. Владиславлев являлся ректором Императорского Санкт-Петербургского университета.

С 1821 г. и вплоть до настоящего времени – с перерывом в 1918-1989 гг. – при академии издается старейшее российское духовное периодическое издание – журнал «Христианское чтение» (входит в список ВАК с 2015 г.). В этом году этому журналу исполнилось 200 лет. В настоящее время в академии издается несколько научных журналов, а также студенческий журнал «НЕБО», т.е. «НЕвский БОгослов». Приглашаю всех заинтересованных лиц принять участие в подготовке и издании новых номеров этого периодического издания, на страницах которого находят отражение не только учебные будни студентов, но и ваша внеучебная деятельность.

Возвращаясь к яркой и насыщенной истории академии, нельзя не отметить, что после закрытия в 1918 г. сначала семинарии, а потом и академии, многие наставники и выпускники наших духовных школ разделили тяжелую судьбу всей Русской Православной Церкви, свидетельствуя своими делами и самой жизнью стойкую и непоколебимую веру в Господа нашего Иисуса Христа. Многие прошли через ссылки, лагеря, тюрьмы, некоторые приняли мученическую кончину.

 К настоящему времени к лику святых причислено более 60 ректоров, наставников, сотрудников и выпускников Санкт-Петербургских духовных школ. Среди них свт. Филарет (Дроздов), свт. Иннокентий (Борисов), свт. Николай (Касаткин), свт. Феофан (Говоров), свт. Серафим (Соболев), св. прав. Иоанн Сергиев, прп. Иустин (Попович), прп. Макарий (Глухарев). Большая часть причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской. Среди них свт. Тихон (Беллавин), сщмч. Вениамин (Казанский), сщмч. Кирилл (Смирнов), сщмч. Алексий Ставроский, сщмч. Иоанн Кочуров, сщмч. Петр Скипетров, сщмч. Философ Орнатский и др.

Еще одна важная дата, связанная с историей нашей духовной школы, касается возрождения Ленинградских духовных академии и семинарии в 1946 г. Таким образом, в этом году исполняется уже 75 лет со дня этого важного для духовного образования в нашей стране события. Тогда ключевую роль в деле возрождения духовных школ сыграл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), председатель Учебного комитета при Священном Синоде. Именно владыке Григорию пришлось подыскивать преподавателей, согласовывая каждую кандидатуру с властями. Именно ему приходилось заботиться о быте для студентов, решать многие технические вопросы. Вот что по этому поводу писал один из исследователей: «С первого же дня открытия до конца жизни Ленинградские духовные школы остаются в центре внимания митрополита Григория. Для академических дел у него нет запретных или занятных часов. Утром в разгар епархиальных дел или вечером в часы домашнего труда и отдыха он всегда готов принять и выслушать, если дело касалось академии. Профессор и воспитанник имеют к нему доступ. Жизнь школ вся вдохновляется им. Он вопрошает у жизни, у опыта, ищет все лучшее и лучших путей, не ведая косности или стояния на месте. Готов десять раз изменять программу, план, распорядки, если находится лучший вариант, лучший подход. Он не боится отменять свою резолюцию, если подсказано лучшее решение. Ленинградские духовные школы становятся под его животворящим и внимательным руководством огромной экспериментальной лабораторией по выращиванию душ, по формированию новых кадров Церкви. Заботам владыки нет пределов». Действительно, многие традиции, заложенные митрополитом Григорием, сохранялись в духовных школах на протяжении многих последующих десятилетий.

В первые годы деятельности духовных школ после возрождения удалось пригласить профессоров дореволюционной Петроградской академии А. И. Сагарду и протоиерея Василия Максимовича Верюжского, а также выпускников дореволюционной академии С. А. Купресова, А. И. Макаровского, А. И. Иванова, Д. Д. Вознесенского, В. В. Раевского и др. Позже в состав корпорации вошли такие выпускники дореволюционной академии. Как протоиерей Михаил Сперанский, инспектор Лев Николаевич Парийский. Таким образом, была сохранена преемственность с добрыми традициями и порядками старой академии. Хотя, безусловно, тогдашняя жизнь советского государства диктовала свои новые условия. Насколько непростыми и сложными были эти условиями нам свидетельствует жизнь и деятельность еще одного Ленинградского митрополита, который очень много внимания уделял нашим духовным школам. Речь идет о митрополите Никодиме (Ротове).

В условиях антирелигиозной пропаганды советской власти, конечно, были не нужны образованные священнослужители. Под давлением властей Учебному комитету пришлось принять постановление об исключении в 1950-х гг. из программы духовных академий таких предметов, как история философии, психология, история русской религиозной мысли, педагогика. Стремясь смягчить этот, без сомнения, болезненный удар, преподаватели стали вводить отдельные разделы этих научных дисциплин в программы апологетики, пастырского богословия, истории Русской Церкви.

Несмотря на колоссальное давление, которое оказывалось со стороны властей на академию, все члены профессорско-преподавательской корпорации не только преподавали, но и, по мере сил и возможностей, активно участвовали в церковно-общественной жизни: публиковали статьи в «Журнале Московской Патриархии», давали консультации различным отделам Патриархии, поддерживали научные связи с Ленинградским университетом, консерваторией, Публичной библиотекой, Академией наук, участвовали в международной деятельности Русской Православной Церкви. Крупнейшими специалистами в академии в это время являются архиепископ Михаил (Мудьюгин), протоиерей Ливерий Воронов, профессор Николай Дмитриевич Успенский. Конечно, эти, а также многие другие имена вам еще мало или совсем неизвестны. Хочется верить, что спустя те годы, которые вы проведете в наших духовных школах, ситуация изменится самым серьезным образом, и получая диплом об образовании вы сможете без труда не только перечислить имена богословов, трудившихся некогда в наших славных духовных школах, но и указать, какой именно вклад внес тот или иной наставник в дело развития русской богословской науки.

Для этого вам нужно будет много и упорно трудиться, в том числе и в библиотеке. Санкт-Петербургская духовная академия славится своей библиотекой, в которой хранится более 300 тысяч книг, в том числе и довольно редких изданий. Этот фонд всегда и всеми оценивался очень высоко. Так, например, в 1962 г. духовную академию посетил Председатель совета по делам Русской Православной Церкви В. Куроедов, который, осмотрев здание и библиотеку, оставил следующую запись в книге почетных посетителей: «Ознакомились с библиотекой! Очень богатая, интересная библиотека! Много редкостных книг, большое разнообразие всякой литературы. Сами книгохранилища производят хорошее впечатление и, видимо, культура обслуживания высокая». Верю, что подобно Куроедову, все вы также высоко оцените фонд нашей библиотеки, заглядывать куда советую едва ли не каждый день. И не только для написания рефератов или курсовых сочинений, но и для самообразования.

Конечно, всем хорошо известные события в последние полтора года внесли довольно существенные коррективы в учебный процесс. Пандемия, к сожалению, пока никуда от нас не уходит, хотя условия уже несколько улучшились. Но это не должно нас расхолаживать и расслаблять. Чтобы учебный процесс был очным, а значит максимально для вас полезным и интересным, необходимо соблюдать все меры предосторожности. Все те требования, которые будут продиктованы вам со стороны администрации –необходимо будет соблюдать. Если у кого-то возникнет ощущение, что со здоровьем что-то не то, надо незамедлительно обращаться в лазарет. Не надо думать, что все пройдет, авось пронесет и т.д. Нужно подойти максимально ответственно к этому вопросу, чтобы, повторюсь, учебный процесс в этом учебном году был у нас очным.

Божие благословение да пребывает со всеми вами!

Воспоминания выпускников
Я являюсь выпускником исторической кафедры Санкт-Петербургской Духовной Академии 2020 учебного года. Моим первым научным руководителем и любимым преподавателем был Андрей Юрьевич Митрофанов. Его лекции по истории средневековой Европы были интересными настолько, что по данному к предмету у меня был самый большой конспект.
Я очень благодарен нашей кафедре и еë руководителю, отцу Георгию Митрофанову, за её прекрасный педагогический состав и за те знания, которые я и мои однокурсники получили в годы учёбы в СПбДА.
Брехов
Брехов Олег
С 2018 по 2020 год я обучался в магистратуре Санкт-Петербургской Духовной Академии по историческому профилю. Предметы были очень интересные, преподаватели всегда вызывали огромный интерес у студентов.
Особое впечатление на меня произвела Наталья Олеговна Харламова по латинскому языку. Она отдавалась преподаванию с огромным энтузиазмом и у меня всегда преобладал интерес к ее предмету. Жаль, что ее уже нет с нами(
Легошин
Илья Легошин
Все воспоминания
Адрес:
191167, Россия, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 17
Заказать
Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время!
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена