Доцент Д. А. Карпук 14 декабря 2021 года выступил на Региональном этапе Рождественских образовательных чтений в здании администрации Центрального района с докладом «Церковные реформы в эпоху Петра I».
Дмитрий Андреевич отметил, что царь создал новое государство: Московское царство сильно отличалось от Российской империи: первое находилось не на первом плане в европейской и мировой политике, второе стало государством, с которым приходилось считаться.
Деятельность царя привела к секуляризации, однако она началась до его правления и продолжалась после. Первым документом, ограничивающим сферу компетенции Церкви, было Соборное уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче. В 1764 году Екатерина II поставила в этом процессе точку, издав указ о секуляризации церковных земель. «Духовный регламент» 1721 года не только упразднил патриаршество, но и способствовал созданию системы церковного образования — открытию семинарий и академий, и «золотой век» русской богословской науки, который наблюдался в начале ХХ века, — прямое следствие этой реформы. Известно отрицательное отношение императора к монашеству: он считал монахов «бесполезными» и хотел, чтобы все жители страны приносили пользу, требуя открытия при монастырях богаделен, школ, мастерских. Если в XVIII веке это казалось новшеством, противоречащим сути монашества, то вскоре развивается церковная, в том числе монастырская благотворительность. При всей важности церковных реформ для рядовых жителей страны они не имели большого значения. Обычному прихожанину все равно, кто стоит во главе Церкви, патриарх или Синод: ему важно, чтобы совершались богослужения и требы в ближайшем храме. Поэтому главной реформой Петра I можно назвать культурную — она была очевидной для всех. Заметной и смущающей православный народ реформой было также изменение календаря.