Доцент кафедры церковной истории, кандидат богословия Дмитрий Андреевич Карпук 2 декабря 2021 года выступил на Рождественских образовательных чтениях «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», состоявшихся в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.
В докладе «Обстоятельства учреждения Святейшего Синода в 1721 году» было отмечено, что спустя всего 132 года после учреждения на Руси патриаршества, 25 января 1721 года, был подписан Духовный регламент. В конце XVI века власти было выгодно патриаршество, укрепляющее ее авторитет, но спустя довольно короткое по историческим меркам время положение кардинально меняется. Из самого текста Духовного регламента явствует, что и императора Петра, и его соратника архиепископа Феофана (Прокоповича) пугал сам факт наличия патриаршей власти — фигура патриарха противоречила абсолютистской модели.
Почему русское духовенство, церковные иерархи не выступили на защиту канонического управления Церковью? По мнению докладчика, причиной была хитрость Петра I. Он понимал, что, если соберется Поместный собор, большинство духовенства выступит против «непонятного» Синода. Он просто не дал духовенству такую возможность, решив действовать быстро. Духовенство было разобщено: документ подписали в Санкт-Петербурге, и иерархи в других городах, получается, были вынуждены тоже его подписать. Кроме того, недавно прошло дело царевича Алексея: сам царевич скончался при невыясненных обстоятельствах, а его сподвижники подверглись репрессиям, некоторые были казнены, поэтому деятели Церкви были напуганы. Кроме того, они надеялись, что после кончины императора смогут «отыграть назад». И действительно, после смерти Петра I ряд архиереев пытаются упразднить Синод, последняя попытка случилась в царствование Елизаветы Петровны.
Д. А. Карпук обратил внимание слушателей на то, что в тексте Духовного регламента слово «Синод» употребляется всего три раза, речь там идет о некой «духовной коллегии». Возникает вопрос: это одно и то же или нет? Первоначально схема была такова: император управляет страной с помощью Сената, а Сенат осуществляет свою деятельность, опираясь на коллегии, учрежденные взамен устаревшей приказной системы, и Духовной коллегии уделяется отнюдь не первенствующая роль, наоборот, по степени важности она находится чуть не в самом низу. Через три недели, 14 февраля, на торжественном заседании Духовной коллегии представители духовенства обращаются к императору с просьбой подыскать другое название для этого учреждения. Император предлагает название «Святейший правительствующий Синод». Но у Синода по факту совсем не такое положение, как у других коллегий: Синод возвышается до уровня Сената и подчиняется императору напрямую.
Таким образом, церковная иерархия все же нашла в себе силы образовать совершенно другой орган с другими полномочиями. При этом текст Духовного регламента никто не редактировал, он продолжал издаваться и переиздаваться в первоначальном виде, и это — один из парадоксов Синодального периода.