6 мая 2023 года, в день памяти святого Великомученика и Победоносца Георгия, на 75-ом году жизни отошла ко Господу Нина Наумовна Жервэ, замечательный педагог и историк.
В 1973 году она закончила Ленинградский государственный университет, с 1970 года работала в Научной библиотеке имени М. Горького ЛГУ, с 2008 года — в Музее истории СПбГУ. Основательница Петербургской школы православных экскурсоводов и автор циклов научно-популярных лекций о Санкт-Петербургском университете, Нина Наумовна более 50-ти лет активно занималась преподавательской и просветительской деятельностью — читала лекции в ЛГУ, в институте «Высшая религиозно-философская школа РАН», Новгородском духовном училище, в «Школе православного экскурсовода» в Александро-Невской лавре и на подворье Константино-Еленинского монастыря. С 1992 года стала членом редколлегии, а с 1997 года — выпускающим редактором журнала Новгородской епархии «София». Нина Наумовна была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени и являлась лауреатом национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Просветитель».
Первая встреча с Ниной Наумовной была для меня очень важным этапом на пути внутреннего становления. В сентябре 1998 года я как выпускник средней школы пришел к Нине Наумовне для подготовки к экзамену по истории России для поступления на исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Нина Наумовна провела наше первое подготовительное занятие у нее дома, в замечательной петербургской квартире на улице Блохина, 6 (Церковная улица), недалеко от Князь-Владимирского собора. Дом, где жила семья Нины Наумовны еще до войны, был наполнен книгами по истории, нес на себе отпечаток интенсивной духовной и интеллектуальной жизни, и был погружен в атмосферу незабываемого гостеприимного уюта. Около двух часов Нина Наумовна увлеченно рассказывала об истории древних славянских племен, а потом приготовила чай, и мы продолжили увлекательную беседу уже вне формальной программы. Я с жаром принялся критиковать князя Дмитрия Донского за то, что он сбежал из Москвы во время нашествия Тохтамыша, похоронив, как мне тогда казалось, плоды своей победы над Мамаем на Куликовом поле, а Нина Наумовна красноречиво защищала от меня великого князя и приводила в пример генерал-фельдмаршала Кутузова, спасшего в 1812 году русскую армию ценой оставления Москвы.
Удивительное педагогическое дарование сочеталось у Нины Наумовны с врожденным благородством и умением общаться с учениками таким образом, чтобы они уже на абитуриентской скамье почувствовали себя универсантами, причастными к определенному культурному и профессиональному сообществу. При этом исторические оценки Нины Наумовны всегда были очень сложными и многомерными благодаря неизменно присутствующему в ее мировоззрении христианскому церковному взгляду на историю как на проявление Промысла Божия в этом мире. Для Нины Наумовны история была не набором фактов, «правильно» интерпретировать которые раньше учили в советской школе — а теперь, к сожалению, учат и в некоторых Духовных школах, — но живой сценой, на которой действуют не выдуманные, а реальные персонажи. Деятели истории – это не «щепки», остающиеся в памяти потомков после рубки леса. Они смотрят на нас из вечности и перед престолом Божьим продолжают свое новое бытие. Подобное богословское измерение истории, которое открывала на своих занятиях Нина Наумовна, поражало своей живостью и осмысленностью. Как педагог и интеллектуал Нина Наумовна в полной мере соответствовала императиву протоиерея Георгия Флоровского, который утверждал, что каждый богослов должен прежде всего стать хорошим историком. Особенно важным элементом в педагогическом методе Нины Наумовны был метод апелляции к тому, кого Александр Сергеевич Пушкин вслед за древними римлянами называл Genius loci (Гений места). Нина Наумовна проводила очень яркие и познавательные экскурсии по Санкт-Петербургу, помещая слушателей в реальное пространство, которое остается немым свидетелем деятельности Петра Великого или Екатерины Великой.
Напутствовав меня накануне вступления на университетскую стезю, Нина Наумовна не оставляла меня на этом пути на протяжении многих лет. Библиотека военной кафедры, располагавшаяся на историческом факультете, но являвшаяся филиалом университетской «горьковской» библиотеки, где работала Нина Наумовна, стала в конце 1990-х и начале 2000-х годов действительно уникальным местом во всей нашей Alma Mater. К Нине Наумовне можно было прийти практически в любое время, выпить чашку чая, спросить совета как научного, так и чисто практического, например, обсудить с собравшимися у Нины Наумовны коллегами развитие средневековой арабской историографии или же сирийской средневековой культуры, наконец, найти редкую, но нужную книгу.
Нина Наумовна была хорошо знакома и поддерживала дружеские отношения с моим научным руководителем Галиной Евгеньевной Лебедевой, и это обстоятельство также способствовало появлению замечательной и душевной атмосферы творческого сотрудничества и популяризации византиноведческих исследований на нашем факультете. Очень важна была поддержка Нины Наумовны в ранний период обучения, когда нас, студентов младших курсов, начали постигать первые и неизбежные разочарования. Однажды Нина Наумовна, заметив мою растерянность, оставшуюся после посещения лекций по русской истории XVIII века, сказала мне: «Андрюша, не падай духом. Я же тебя предупреждала, что профессор, читающий XVIII-й век, сперва рассказывает студентам какие-то байки про Петра, затем пару скандальных эпизодов из жизни Екатерины. Этим его красноречие исчерпывается…» В другой раз Нина Наумовна, отыскав редкое издание по истории Отечественной войны 1812 года, сразила меня следующей характеристикой: «Никогда я не хотела заниматься этой темой; в советское время ее превратили в пропагандистский “сюсюк”». Это была горькая, но очень верная оценка, данная ею как профессиональным историком некоторым литературным стервятникам, которые столь часто паразитируют на различных событиях военной истории и незаслуженно присваивают себе заслуги далеких предков.
Исполнив меру своего земного служения Господу и отойдя к Нему, Нина Наумовна оставила нам, ее ученикам, важный завет, который заключается в неутомимом поиске Промысла Божия, действующего через исторические процессы. В самые печальные моменты она никогда не теряла бодрого расположения духа. Это качество стало для нас, ее учеников, подлинным духовным завещанием, оставленным Ниной Наумовной Жервэ как историком и христианкой.
Андрей Юрьевич Митрофанов,
доктор исторических наук,
профессор кафедры церковной истории
Санкт-Петербургской духовной академии