В истории богословского образования в России одним из наиболее дискуссионных и продолжительных по времени своего обсуждения являлся вопрос о подлинном предназначении в Русской Православной Церкви духовных академий. Должны ли они подготавливать в своих стенах академических ученых и церковных просветителей или академии должны воспитывать духовных пастырей и приходских проповедников?.. В начале ХХ века в этой продолжавшейся более века дискуссии большевистским режимом, казалось, была поставлена окончательная и кровавая точка.
К 1920 году вся система богословского образования была ликвидирована, академические ученые и церковные просветители влились в ряды обреченной на уничтожение и деградацию «буржуазной» интеллигенции, а духовные пастыри и приходские проповедники были обречены стать гонимыми — часто до мученической смерти, — бесправными лишенцами. В открывшихся после Второй мировой войны Московской и Ленинградской Духовных Академиях подобный вопрос не мог должным образом не только решаться, но и обсуждаться, ибо ни о каком свободном научном творчестве или проповедничестве в них не могло быть и речи в условиях жесточайшего идеологического контроля со стороны тоталитарного советского государства. Лишь в последние тридцать лет вопрос о подлинном предназначении духовных академий в освободившейся от внешнего диктата Русской Православной Церкви вновь постепенно становится предметом серьезных размышлений.
Кафедра церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии сегодня предлагает перевести размышления над этим вопросом в плоскость практических действий, в частности, попытавшись представить на своем новом сайте конкретные опыт осуществления членами кафедры деятельности не только в качестве ученых и преподавателей, но и в качестве просветителей и проповедников. Именно поэтому на страницах сайта наряду с рубриками, посвященными научной, преподавательской и издательской деятельности членов кафедры, появилась рубрика «Публицистика и проповеди», в которой будут представлены конкретные примеры их участия в сферах просветительской публицистики и церковной проповеди, традиционно привлекавших внимание многих членов профессорских корпораций российских духовных академий как из числа преподавателей, облаченных в рясы и клобуки, так и из числа носивших сюртуки и пиджаки.
Возможно, наглядный пример разнообразной в сферах своего применения деятельности преподавателей кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии будет способствовать правильному, ориентированному как на историческое прошлое, так и на церковной настоящее выявлению приоритетов образовательной деятельности современных духовных школ.