4 апреля в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла VI научно-богословская монашеская конференция. Организатором мероприятия выступило Историческое общество Академии.
Перед началом мероприятия всех участников конференции поприветствовал руководитель Исторического общества, доцент кафедры Д. А. Карпук, который отметил важность подобного рода мероприятий. Дмитрий Андреевич пожелал докладчикам и гостям плодотворной работы и интересных дискуссий, после чего добавил, что доклады конференции могут быть опубликованы в очередном номере «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии».
Первым с докладом «Влияние Филона Александрийского на христианское апофатическое богословие» выступил аспирант 1-го года обучения Санкт-Петербургской Духовной Академии иеродиакон Вениамин (Михайлов). По словам докладчика, александрийский философ из иудеев — Филон — замечателен тем, что был первым мыслителем, применившим метод аллегорического толкования в отношении Ветхого Завета, что потом стало нормой для христианского богословия. Филон применял, хоть и не систематично, в своих трудах апофатическое богословие, которое впоследствии гармонично использовалось христианскими мыслителями.
Далее аспирант 1-го года обучения Академии иеродиакон Серафим (Метелев) представил вниманию слушателей доклад на тему «Аскетические воззрения Евагрия Понтийского». В докладе было рассмотрено влияние эллинистической философии, теологии Оригена и египетской монашеской практики на аскетические воззрения Евагрия Понтийского. Были проанализированы основные разделы учения Евагрия, связанные с постепенным освобождением от страстей, и те аскетические упражнения, которые Евагрий предлагал для самосовершенствования. Также была изложена антропология Евагрия, его учение о помыслах, обозначено его влияние на более поздних церковных авторов.
Иеромонах Тихон (Киреев), студент I курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии, выступил с сообщением «Взгляды на монашеское призвание и монастырский уклад в России со стороны нестяжателей». По словам докладчика, проповедь нестяжания была обращена по преимуществу к монашеству, однако в развитии своих идей охватывала этим призывом все православное общество в целом. Нестяжатели не были какой-то отдельной партией, имеющей конкретную программу «реформы» русских монастырей, скорее, наоборот, среди разных авторов встречаются совершенно разные точки зрения на монастырское землевладение. Главной темой проповеди нестяжателей был не отказ от имущества как такового, но подлинное христианское отношение к обладанию им при недопустимости эксплуатации труда крепостных крестьян.
И. о. наместника Заволжского мужского монастыря Честного и Животворящего Креста Господня с. Подгоры, благочинный Монастырского благочиния Самарской епархии иеромонах Антоний (Подоровский) в своем докладе «Экклезиологический контекст монашеского послушания старцу» поставил на обсуждение очень важный вопрос, связанный с особенностями монашеского послушания в условиях, когда, например, духовный отец уходит из канонической Церкви в тот или иной раскол. На конкретных примерах была продемонстрирована вся сложность и неоднозначность возникающей проблемы.
Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря, в своем докладе «Виды подвижничества в женских монастырях на территории современной Санкт-Петербургской митрополии в XIX – начале XX вв.» остановилась на малоизвестных страницах из истории женских обителей, продемонстрировав на конкретных примерах многообразие монашеских подвигов даже в XIX–XX веках.
С заключительным докладом «Значение Православия в формировании души русского человека» выступил иеромонах Владимир (Савин), студент I курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии. В своем сообщении отец Владимир отметил, что люди начали обращаться к прошлому и оценивать его с высоты всего пережитого русской землей, желая понять происходящие события и дать им соответствующую оценку. Православная вера объединила русский народ из разрозненных племен в один церковный организм. Отдельно докладчик остановился на тех вызовах, с которыми столкнулась Русская Православная Церковь в XX веке. В целом сообщение носило больше историософский характер, нежели исторический.
Все доклады вызвали оживленное обсуждение различных аспектов монашеской жизни и аскетического делания.