10 февраля в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии прошёл очередной кинолекторий профессора протоиерея Георгия Митрофанова. На этот раз участники встречи посмотрели и обсудили фильм «Мусульманин» 1995 года.
Кинолекторий проходил в формате поэтапного анализа произведения. После просмотра определённого отрывка отец Георгий объяснял ход сюжета, обсуждались действия главных героев и скрытые смыслы кинокартины.
Перед началом сеанса отец Георгий сделал обзор социально-политической ситуации нашей страны времени действия фильма. По его мнению, это картина постсоветской России, сочетающей тягу к христианской истине с глубоким кризисом самосознания и общественной порочностью.
Сюжет фильма разворачивается вокруг рядового Николая Иванова, который вернулся из длительного афганского плена домой, в небольшую деревню Рязанской области. Местные жители рады приезду героя, но они ещё не понимают, что Коля перестал быть Колей, а превратился в Абдуллу. Он принял ислам и живет новой жизнью, которая кардинально отличается от образа жизни его односельчан. Чужеродность Коли становится предпосылкой межнационального конфликта, который стремительно развивается.
И всё же не общественная ксенофобия в центре фильма. Настоящая драма разворачивается внутри семьи, в душе каждого её члена. Брат главного героя Фёдор глумится над взглядами Николая, из-за чего происходят постоянные ссоры, доходящие до драк. Мать пытается прекратить междоусобицу и приглашает священника. Он говорит правильные слова о единстве и важности мирной жизни, рассказывает притчу, но всё проходит мимо ушей паствы. Для них православие — лишь обложка бытового язычества.
Кредо очень простое. Мусульманин — сиди в Афганистане. А в России ты должен быть православным или не быть вообще, если ты русский. Вот как просто. Но это же язычество! Вера здесь — атрибут национальности, — пояснил отец Георгий.
Несмотря на разницу религий, мусульманин находит в священнике единомышленника — верующего человека. В то время как остальные жители деревни не имеют никакого внутреннего запроса на религиозность и духовность. Это сближает героев картины, и Абдулла уже почти созрел для возвращения в православную веру, но тут…
Главный герой встречается со своим бывшим замполитом — военным человеком, верным своему делу и принявшим несколько лет назад таинство Крещения. Бывший командир Николая рассказывает, что начал изучать Новый Завет, но в его понимании Писания легко обнаруживается превратное толкование Евангелия, идущее больше в сторону мистицизма, нежели Христа. Офицер требует от Николая-Абдуллы перекреститься ради него, а после отказа убивает главного героя.
«Перед нами человек, который освободился от беса атеистического богоборчества, но душа его осталось пустой. Бес вернулся и привёл семерых злейших. Не случалось ли и с нами что-то подобное? Почему так часто наша церковная жизнь при всем своем показном православии не содержит самого главного – Христа?», — замечает отец Георгий.
Завершая кинолекторий, протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что согласен с режиссером картины Владимиром Хотиненко, который считает эту картину своим самым религиозным фильмом.
После просмотра участники поблагодарили лектора и выбрали для просмотра и обсуждения следующие картины. Это будут «Молчание» Мартина Скорсезе и «Свадьба» Павла Лунгина.
Пресс-служба СПбДА