5 мая в Актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся кинолекторий с заведующим кафедрой церковной истории, доктором богословия, кандидатом философских наук, профессором, протоиереем Георгием Митрофановым.
Для обсуждения был выбран фильм Мартина Скорсезе «Молчание», вышедший в прокат в 2016 году.
Перед началом просмотра отец Георгий сказал несколько слов о кинокартине, отметив, что эта лента, показывающая события довольно далёкого прошлого, поднимает вопросы христианского мировоззрения актуальные для современного человека.
Сюжет фильма повествует о миссии иезуитов в Японии середины XVII века. Кинокартина начинается с пролога, в котором опытный португальский иезуитский священник Криштован Феррейра становится свидетелем пыток новообращённых японцев, которых он пытался привести к христианству. Священник беспомощен перед произволом японских властей и не в силах ни облегчить страдания своей паствы, ни укрепить их в вере.
Далее действие развивается вокруг учеников Феррейры — молодых иезуитских священников Себастьяна Родригеса и Франсиско Гарупе. Проходит несколько лет и в иезуитский колледж Святого Павла в Макао приходит известие о том, что их учитель отрёкся от веры после пыток. Усомнившись в правдивости этой информации они отправляются на поиски о. Криштована. Их берется сопровождать сбежавший из Японии пьяница-рыбак Китидзиро, семья которого приняла мученическую смерть за христианскую веру. Сам Китидзиро отрёкся от Христа, чтобы выжить.
Во время просмотра отец Георгий комментировал сюжетную линию фильма. Он обратил внимание зрителей на поведение действующих лиц, стиль общения героев и незначительные, на первый взгляд, детали кинокартины, у которых, по его мнению, есть достаточно глубокий смысл.
«Прибыв на острова, они встречают гонимых христиан. Это нечто, неожиданное для них. Им кажется, что те, кто остался верен Христу в подобных условиях — личности со страниц житийных повествований. Но вместо этого они видят верующих, которые даже толком не могут объяснить, в чём выражается их вера. Поэтому эпизод, где миссионеры сразу начинают есть предложенную им пищу, не помолившись, в отличие от встретивших их людей, показывает то, что они воспринимают их не как христиан, а как простых несчастных. Они не знают, что исповедуют Христа, но им известно, что вкушать пищу следует помолившись и перекрестившись. И это результат деятельности предыдущих миссионеров! Что же теперь с ними делать?».
По ходу развития сюжета оба священника приходят в ужас при виде того, как японские чиновники, разыскивающие тайных христиан, привязывают нескольких жителей деревни к деревянным крестам на берегу океана, где те в конечном итоге тонут. После этого один миссионер отправляется на остров Хирадо, полагая, что присутствие священников заставляет сёгуна терроризировать деревню. Другой — Себастьян Родригес — отправляется на остров, где жил их учитель и попадает в руки японских властей, которые требуют, чтобы он отказазался от христианской веры. Этому способствовал персонаж, появившийся в картине ранее — Китидзиро. Сначала он исповедуется священнику, а потом за 300 серебряных монет предаёт его.
«Китидзиро — противный тип, но с нелёгкой судьбой. После отречения от Христа он исповедуется, но затем предаёт священника. Позже он снова исповедуется ему в этом грехе. Почему?
В менталитете тех крестьян, и не только в их, и не только в то время, священник — это тот кто гарантирует правильные отношения с Богом, обеспечивающие тебе после этой проклятой жизни, часто не христианской, райские радости. Видя такое отношение, молодой священник потихоньку начинает раскрывать для себя неполноту того, в чём они сами жили веками, после крещения Европы. Он стал понимать, насколько такого рода Церковь ещё далека от первоначального замысла, предложенного Христом: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам” (Мф 28:19)».
Спустя некоторое время власти позволяют Родригесу встретиться с постаревшим учителем, который рассказывает, что отрёкся от веры после пыток, заявив, что проведя 15 лет в Японии убедился в ненужности и бесполезности в ней христианства. Родригес отказывается верить, но следующей ночью в своей камере слышит, как подвергают пыткам ещё пятерых христиан. В это время Феррейра говорит ему, что в душе они отказались от веры, но мучаются, потому что не отрёкся он. Терзаемый сомнениями священник задаётся вопросом, имеет ли смысл упорствовать, осознавая, что отречение положит конец страданиям остальных. И когда его подводят к фуми-э — изображению Иисуса Христа и Девы Марии, использовавшемуся религиозными властями сёгуната Токугава для выявления тайных христиан — он слышит внутренний голос, разрешающий наступить на него.
Через несколько лет перенявший японские обычаи Родригес занимает место своего учителя и занимается тем же делом, что и тот. После смерти его тело помещают в большую деревянную бочку и кремируют, но в руке у него лежит крошечное деревянное распятие, которое он получил, впервые приехав в Японию.
«Что отличает священника от рыбака-предателя? Они оба наступили на икону. Но Китидзиро спасал свою жизнь, а Родригес — жизни других людей. В этот момент он наконец ощутил Христа, Который пожертвовал собой когда-то.
Его жизнь не заканчивается на этом, хотя сильно меняется. Главное — он преодолевает то, в чем уличил его учитель — гордыню. Он готов пожертвовать не просто своей жизнью, а своим спасением.
В этой, казалось бы, жуткой истории поражает мысль о том, что как бы ни были могущественны люди, заставляющие предать Христа, они всё же бессильны. Потому что нас, христиан, со Христом связывают два важных звена: наша свобода, которой можно даже злоупотребить, и Его к нам Любовь, которая порой так уязвима», — подвел итог отец Георгий.
После просмотра присутствующие поблагодарили протоиерея Георгия за проведенную лекцию.
Пресс-служба СПбДА