«”Христос рождается — славите!” — так словами ирмосов праздничного канона Святая Церковь рождественским постом готовила нас к сегодняшней встрече с Богомладенцем. Она настраивала нас, чтобы мы освободили от земных забот и трудов своё сердце и обратили его к благодарности, искренности и любви к нашему Господу. “Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся!” — так Церковь учит нас полностью отрываться от земной суеты, оставляя её ради встречи Господа. Следуя её материнскому призыву, мы верим, что все собравшиеся сегодня в храмах с благодарностью и миром, с радостью и тишиной встречают Христа Богомладенца, рождение Которого явило нам великие истины.
Прежде всего, Рождество Иисуса Христа показало нам Бога-Творца. Не бога, являющегося в громе и молнии; не страшный, неотвратимый рок, который только констатирует печали и скорби людского рода, но Бога-Любовь, Бога-Милосердие, Бога-Смирение, Который и принимает сегодня всё человеческое естество в самом униженном виде. Всемогущий Творец делает это, чтобы каждого из нас утешить, успокоить и обрадовать: когда Иисус Христос воплощается, Ему становятся известны все скорби человеческого рода, и мы перестаём быть одинокими в их несении.
Господь начинает разделять эти скорби с самого рождения. Христос Спаситель появился в семье, к которой было очень неоднозначное отношение в иудейском обществе. Достаточно вспомнить Приснодеву Марию: Она зачала Своё Чадо сверхъестественным образом, но не никто об этом не знал. Кто может познать скорбь Её приснодевства, когда все считают тебя человеком грешным, нарушившим и заповедь Божию, и закон людской? Кто может познать скорбь обручника Приснодевы – праведного Иосифа, который также в глазах толпы является покрывателем страшного греха? Кто может познать скорбь неразделенной печали, одиночества, лишения, невзгод? Кто может со спокойной душой встретить рождение своего ближнего не в привычных для человека условиях, а в унылой и мрачной пещере?
Конечно, каждый человек в своей жизни может ощутить подобные чувства, особенно, когда он сталкивается с одиночеством и непониманием. Наверняка и в этот день есть люди, которые ощущают себя одинокими, потому что уже не верят себе и ближним, а весь мир считают лежащим во зле. Так вот, Христос пришёл как раз ради таких людей. Он принял вид своего творения, чтобы вместе с нами разделить скорбь одинокой христианской души, которая всегда тоскует по общению с Богом. И этот день оборачивается радостью для таких людей, но только в том случае, если они, видя свет Вифлеемской звезды, собираются вместе на церковную молитву.
Через явление Христа-Младенца мы познаём Бога как помощника, как верного друга, как того, кто скрасит печаль этого земного бытия. В рождённом Господе мы видим образец совершенного человека, который Он нам являет для того, чтобы мы могли жить достойно своего призвания. Господь наш Иисус Христос Своим Рождеством показывает нам любовь, которая ждёт взаимности и на взаимность отвечает. Он показывает нам доброту, на которую откликается сердце. Божественный младенец призывает нас к добродетели, которая сама себя не видит; Он призывает каждого к любви, основанной исключительно на самопожертвовании; Он указывает на доброту, которая не основывается ни на чём, кроме веления сердца.
Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, умудрённые и освящённые светом Вифлеемской звезды и сиянием ныне родившегося Богомладенца все дни своей жизни проводить достойно звания христианина. Будем верить, что в таком случае почиет на нас радость сегодняшнего праздника, а наш ум и сердце никогда не покинет трепет перед любовью, славой и милосердием Божиим, чтобы мы могли все дни живота нашего в радости и благополучии восклицать: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (Лк 2:14)».