Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
300 лет стоит наша Духовная школа. Уже несколько столетий, не считая небольшого перерыва, на берегах Невы учат богословию. Основатель этой школы, её многочисленные служители, ректоры, профессора, выпускники едва ли думали о том многообразии служения, которое им придётся принести в течение этой длительной истории. К чему они были готовы? Прежде всего к обычному, вполне размеренному и предсказуемому служению Церкви в священном сане, иногда в архиерейском. Кто-то становился учителем и даже профессором, кто-то шёл работать в синодальные учреждения. Казалось бы, всё было понятно.
Разве кто-то из этих многочисленных людей думал о том, что в XX веке нескольким поколениям выпускников Духовной школы предстоит принять исповеднический, мученический венец, а также венец миссионера, восстанавливающего славу Церкви? Разумеется, нет. Да и сказать о том, что в Духовной школе готовили к служению мученичества невозможно. Этот крест даётся неожиданно. Кто в советский период готовился к миссионерскому служению, которое оказалось столь востребованным в 1990-е годы? Также никто. Однако выпускники Академии на Неве не прекращали свою проповедь, и Церковь наполнялась людьми. Все эти призвания — учителя, архиерея, пастыря, администратора, мученика, исповедника, миссионера — являются единым служением, которое можно назвать апостольским.
Апостольство — это универсальное служение, уподобление Христу. В этом его слава и тяжесть. Можно выделить два главных аспекта этого призвания. Первая черта апостольства — любовь. Апостол Иоанн говорит нам, что именно любовь является подлинным чувством, которое объединяет нас с Богом. Именно любовь изгоняет страх, который естественным образом сопутствует нам в начале любого служения или в его ответственные минуты. Вторая черта апостольства — церковность. Выдающийся ректор нашей Академии, тогда еще архимандрит, потом епископ Макарий (Булгаков) в своем «Православном догматическом богословии» отмечал, что краеугольным основанием Церкви является Христос, но в послании к Ефесянам равнозначным основанием Церкви также названы апостолы. Получается, что верность Церкви — это верность Христу и одна из форм служения любви. Это то, что наш секулярный мир пытается разрушить, и то, на что направлено его основное орудие сегодня. Этот элемент апостольства мы должны помнить и возгревать в своем сердце максимально серьёзно и глубоко.
Можно сказать, что наша Духовная школа готовит дипломированных апостолов. Каждый из нас является тем апостолом, которому неизвестно, какое служение выпадет в дальнейшей жизни. Даже маститый профессор может вдруг оказаться на кресте, а женатый священник, отслуживший у престола Божия 30 лет, может стать архиереем. Мы не знаем, какое служение будет избрано для нас. Апостол Иоанн Богослов, пришедший ко Кресту, едва ли был готов услышать слова Спасителя о поручении ему Богородицы. Если каждый из нас — апостол, то да возложит он всё упование на Бога, оставит любые корыстные, направленные на получение личной выгоды чаяния и возложит всю надежду на Бога. В этом он уподобится древним апостолам, за что будет иметь великую награду — Царство Небесное. Аминь.